Прогулка – какое лёгкое, весёлое слово. Гулять, гуляние, прогуливаться… Но насколько оно становится ёмким и значимым, когда мы говорим об организации прогулок в детском саду.
Все понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние ребёнка. Во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Оказывается влияние и на обмен веществ. Повышается аппетит, усвояемость питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Солнце, свежий воздух, двигательная активность, исследовательские открытия, свободное общение со сверстниками, с природой, педагогом, своеобразный отдых - переключение видов деятельности: от пассивных (в здании) к активным на воздухе, получение элементарных навыков трудовой деятельности и игра, игра, и ещё раз игра – в чём ребёнок чувствует себя, как рыба в воде, а это – эмоциональное, психологическое благополучие.
Поэтому, в преддверии летнего периода, во время которого дошкольники проводят основное время на улице, 28 мая на базе нашего детского сада был организован семинар для руководителей и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений города по «Организации прогулок посредством интеграции образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Участники семинара имели возможность ознакомиться с системой работы МДОАУ д/с № 8 в данном направлении.
Воспитатель 1 квалификационной категории Власюк М.Н. представила тематическую прогулку «Морское путешествие». Для того, чтобы она состоялась, была продумана и организована игровая среда: построили настоящий пиратский корабль, на котором дети отправились в морское путешествие, чтобы разгадать тайну острова Черепах. По пути они ловили рыбу, пополняя запас продовольствия, наблюдали за ветром. «Земля!» - кричит капитан. Это остров Черепах! Почему же везде мусор, ветки? - Это бушевал ураган. Собирая мусор, нашли карту, карту сокровищ капитана Флинта. Дети увлеклись игрой. Не замечали, что вместо скал они пробираются между кубиками, а непроходимые джунгли - просто стойки. И вот, все задания выполнены, заветное место найдено! Под слоем песка они увидели настоящий сундучок с сюрпризом. Удивление сменил восторг! Тайна острова Черепах разгадана. А потом ещё целую неделю дети раскапывали это место - искали новый клад.
Квест – новое направление в организации прогулки. Квест - это игра, которая создаёт атмосферу загадки, приключения и веселья для всех кто в ней участвует, бродилка, поиск, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Элемент квест - прогулки «По следам исчезнувшего знака» с детьми среднего возраста организовала и провела воспитатель Высшей квалификационной категории Коренёк Е.А.. В конце прогулки ребята столкнулись с проблемой, как перейти улицу, если отсутствует один из обязательных элементов: знак «Пешеходный переход». И куда он мог пропасть? Дети выдвигали свои версии: рисунок смыл дождь, краски выцвели на солнце, потом вспомнили, что недавний ураган мог унести знак и разбросать части по участку. Было решено его найти! Все получили карты плана участка с отметкой и направлением поиска. И уже через несколько минут вернулись с «секретиками». Затаив дыхание, волнуясь – открывали каждый свой: что же там лежит? «Мы нашли знак! Мы помогли всем! Теперь можно без опаски переходить улицу». И под звонкую речёвку, дети дружно зашагали в группу.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Злобина О.Г. воспитатель 1 квалификационной категории, использует эти свойства природы для организации интересных, познавательных прогулок с детьми младшего возраста. «Запуск ракеты», «Салют», «Апельсин в шарике» - вот такие «Забавные фокусы» не только увидели малыши в этот день, но и сами стали фокусниками. А информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго.
Воспитатель 1 квалификационной категории Юсупова Н.Н. активно использует в своей практике различные нестандартные варианты прогулок. Один из них - прогулки со сказочным персонажем, которые обогащают повседневную деятельность яркими эмоциями, веселая атмосфера игры способствует созданию положительного настроя детей, а в нестандартной захватывающей деятельности (трудовой) не покажутся скучными. Помогая сказочному герою (Белоснежке), ребята сами высадили луковицы гладиолусов в цветник, надеясь, что когда цветы расцветут, гномы – друзья Белоснежки оживут и придут к ним в гости.
Игры с песком и водой доставляют детям радость открытия, удовольствие. Это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Воспитатель 1 квалификационной категории Данилова Т.Л., на прогулке, пригласила своих малышей в гости «К песочным человечкам», чтобы поиграть. Сначала рисовали на песке человечков – «Вот они какие!» Детки трогали песок, пересыпали его из одного ведерка в другое, из ладошки в ладошку, из совка в формочку, прятали в него всякие мелкие игрушки, старались построить из сухого песка постройки, но у них ничего не получалось, пока сами не догадались, что нужно смочить песок. Ребята украшали песочные фигурки камешками и шишками. И было видно, что малышам очень нравиться играть с «песочными человечками».
На выставке под открытым небом, вниманию гостей, было предложено ознакомиться с выносным материалом для прогулок, как фабричным, так и сделанным руками родителей. Здесь можно было увидеть электрические печи из коробок, качалку из шины, кольцебросы, большого «Капитошку» из разовых стаканчиков, для развития меткости и глазомера и т.д.
В заключительной части семинара, под руководством музыкального руководителя Высшей квалификационной категории И.Г. Пилипенко, все участники оказались на представлении, посвященном Троице. Дети подготовительной группы в ярких народных костюмах, в музыкально-театрализованной форме напомнили гостям, как в старину отмечали этот праздник. Всё представление явилось важным элементом приобщения детей к истокам народной культуры, в воспитании любви и уважения к русским традициям, являющимся неотъемлемой частью истории нашей Родины.
В результате проведения семинара участники сделали вывод, что прогулки будут радостными, интересными, познавательными, и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать детей и обогатить их знаниями. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
|